современные технологии
для защиты вашего бизнеса

Защита государственной тайны

Главная Библиотека Статьи Защита государственной тайны
  • О государственной тайне

    Защита государственной тайны

    С начала девяностых годов, когда начались экономические и политические преобразования в Российской Федерации, сама жизнь поневоле привела к неизбежному выводу - система защиты государственной тайны,основанная на принципе тотальной закрытости, не соответствует потребностям и реалиям сегодняшнего дня. Реструктуризация экономики, массовое акционирование государственных предприятий, появление организаций с участием иностранного капитала, дробление крупных промышленных предприятий на более мелкие структуры различной формы собственности - все это требовало изменения в подходах к организации работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Было необходимо создать новую систему защиты информации, основанной на балансе интересов государства, общества и отдельного гражданина (а не интересов только государства, как было ранее).

    Кардинальная перестройка системы защиты охраняемых государством сведений началась с принятием в 1993 году Закона РФ "О государственной тайне". Статья 27 закона ввела в действие один из важнейших механизмов управления допуском к государственной тайне и ее защитой – лицензирование предприятий на право выполнения соответствующих работ. Выдача лицензий осуществляется на основании результатов специальной экспертизы и государственной аттестации руководителей. В ходе экспертизы исследуется фактическое состояние работ по защите информации на лицензируемом объекте, уровень квалификации работников, соответствие установленного порядка защиты требованиям нормативных документов, а также прогнозируется способность предприятия нормально функционировать в период срока действия лицензии. Специальная экспертиза должна не только фиксировать недостатки и нарушения, но и предупреждать их возникновение, выявляя и устраняя ошибки и слабые места в организации и фактическом обеспечении работ, ставить задачи по анализу причин возникновения и поиску путей устранения типовых проблем в сфере защиты государственной тайны.

    Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

    Постановление Правительства РФ от 1995 года № 333 определяет порядок лицензирования. Любая организация, работающая по каким-либо секретным технологиям государственного значения, прежде всего, обязана получить на право проведения таких работ соответствующую лицензию. Таким образом, лицензирование деятельности предприятий на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, становится одним из основных средств объединения усилий заинтересованных государственных органов в построении новой системы защиты информации.

    Таким образом, лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выступает в качестве механизма, с помощью которого обеспечивается государственное регулирование в этой области.

    В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, далеко не всегда предприятие имеет возможность самостоятельно организовать и провести весь комплекс мероприятий по созданию условий для работы с государственной тайной. В этом случае целесообразно привлечь к этой работе, на договорной основе, специализированную организацию, имеющую право на осуществление мероприятий и оказание услуг по защите государственной тайны.

    Одной из таких организаций в Санкт-Петербурге является ООО "СпецПроект". Обратившись к нам за помощью, вы получите профессиональную помощь в создании или совершенствовании системы защиты государственной тайны. Вы можете быть уверены, что вашим вопросом займутся опытные специалисты, прошедшие специализированное обучение и имеющие большой опыт в проведении указанных работ.

    Грамотно организованная и полностью реализованная подготовка предприятия к процессу лицензирования, несомненно, будет залогом успешного его прохождения и нормального функционирования режима защиты государственной тайны в дальнейшем.

  • О системе защиты гостайны

    Государственная система защиты государственной тайны в Российской Федерации

    Надежная защита сведений, составляющих государственную тайну, требует от государства разработки и реализации комплекса политических, экономических, организационно-правовых, инженерно-технических, разведывательных, контрразведывательных и иных мер, которые, образуя в своей совокупности четко отлаженную систему, в наибольшей степени способствовали бы качественной защите секретных сведений.

    Действенность системы защиты государственной тайны в стране зависит от эффективности решения задач в сфере обеспечения сохранности секретов всеми государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными. Особое место в рассматриваемой системе занимают органы защиты государственной тайны, которые организуют и обеспечивают защиту государственных секретов в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.

    Их особенность заключается в том, что они, с одной стороны, являются составной частью системы и осуществляют мероприятия по защите государственной тайны, а с другой, - организуют эту систему и осуществляют контроль за ее действенностью.

    В государственную систему защиты государственной тайны входят:

    • Структурные и межотраслевые подразделения по защите информации органов государственной власти;
    • Специальные центры, подчиненные в специальном отношении ФСТЭК России, Минобороны России, ФСБ России;
    • Головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные и конструкторские организации по защите информации органов государственной власти, в пределах своей специализации разрабатывающие научные основы и концепции, проекты федеральных программ по защите информации;
    • Предприятия, проводящие работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
    • Предприятия, специализирующиеся на проведении работ в области защиты сведений, составляющих государственную тайну;
    • Высшие учебные заведения и институты повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров в области защиты государственной тайны и защиты информации.

    В интересах охраны государственных секретов устанавливается общегосударственная система организационно-правовых, воспитательных, инженерно-технических, специальных и других мер. Исходя из того, что обеспечение сохранности информационных ресурсов страны стало одним из главных направлений государственной политики в сфере информатизации, защита государственной тайны теперь основное направление обеспечения государственной безопасности.

    В связи с этим актуальным является правильная организация защиты государственной тайны в Российской Федерации, т.е. создание и эффективное функционирование системы ее защиты. Речь идет о совокупности участвующих в обеспечении сохранности секретов органов, используемых ими средств и методов защиты информации ограниченного доступа, их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

  • О лицензиях на гостайну

    О лицензиях на гостайну

    В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на право проведения работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Таким образом, лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выступает в качестве механизма, с помощью которого обеспечивается государственное регулирование в этой области.

    Порядок получения лицензий в области защиты государственной тайны отражен в "Положении о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 1995 года № 333.

  • О расходах при лицензировании

    О расходах при лицензировании

    Обязательные платежи предприятия – заявителя:

    • первый — за получение каждой лицензии – 2600 рублей;
      — за продление и переоформление каждой лицензии – 200 рублей (с 1 марта 2010 года);
    • второй - согласно договору о проведении специальной экспертизы. Сумма зависит от условий предприятия и становится известной только после анализа заявительных документов предприятия и расчета трудоемкости проведения специальной экспертизы.

    Но для предприятия возможны еще два платежа:

    • если руководитель предприятия примет решение учиться в учебном заведении в зачет государственной аттестации, то он в этом учебном заведении оплатит свою учебу. Отношения руководителя предприятия и руководства учебного заведения носят договорный (между ними) характер;
    • все объекты информатизации должны быть аттестованы на соответствие установленным нормам и требованиям по защите информации для проведения работ со сведениями, соответствующей степени секретности. По результатам аттестации дается разрешение (аттестат соответствия) на обработку секретной информации на данном объекте. Аттестат соответствия выдается только организацией, аккредитованной ФСТЭК России в качестве органа по аттестации. Отношения предприятия - заявителя с организацией, аккредитованной в качестве органа по аттестации, также носят договорный характер.
  • О специальных экспертизах

    О специальных экспертизах

    «Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

    • по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);
    • на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в пределах их компетенции);
    • на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).

    Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

    • соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
    • наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
    • наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

    Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

    Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.

    Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности.

    Таким аттестационным центром является Общество с ограниченной ответственностью «Региональный аттестационный центр «ПромЭксперт» (ООО «РАЦ «ПромЭксперт»).

    ООО «РАЦ «ПромЭксперт» осуществляется свою деятельность на основании лицензий выданных Управлением ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

    • на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, от 12 августа 2009 года № 4481, со сроком действия до 12 августа 2014 года;
    • на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны, от 12 августа 2009 года № 4482, со сроком действия до 12 августа 2014 года;
    • на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны, в части касающейся, проведения специальных экспертиз, от 18 сентября 2009 года № 4543, со сроком действия до 18 сентября 2014 года.

    В соответствии со статьей 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

  • Об аттестации руководителей предприятий

    Об аттестации руководителей предприятий

    Статья 27 Закона РФ "О государственной тайне" : "Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляются путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну..."

    Решением от 13 марта 1996 года № 3 Межведомственная комиссия по защите государственной тайны утвердила и ввела в действие "Методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей предприятий, учреждений и организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну".

    В соответствии с п.11 Положения "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 333, руководители предприятий, имеющие документ об образовании и (или) о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией, считаются прошедшими государственную аттестацию, если со времени окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, прошло не более 5 лет.

    Учебный центр "СпецПроект" включен в "Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и (или) о квалификации, дающий право руководителям организаций, ответственным за защиту сведений, составляющих государственную тайну, считаться прошедшими государственную аттестацию", утвержденный Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 28 апреля 2015 г. № 305.